Салади́н; Сала́х ад-Ди́н (араб. صلاح الدين يوسف ابن ايوب‎‎, Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб, 1138, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск) — султан Египта и Сирии, полководец, мусульманский лидер XII века. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом. В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя. Салах-ад-дин — это лакаб — почётное прозвище, означающее «Защитник веры». Собственное имя этого правителя — Юсуф, сын Айюба.
Ранние годы жизни

Саладин родился в курдской семье Тикрита (ныне в Ираке) в 1138 году, происходившей из Киликийской Армении[1][2] , отец его, Найим ад-Дин Айюб был правителем Баальбека. В течение нескольких лет юный Саладин жил в Дамаске, получая разносторонне образование (в том числе и теологическое). Он был представлен при дворе тогдашнего халифа Нур ад-Дина (Нуреддина), где служили многие его родственники. Под началом одного из них — своего дяди Ширкаха — Саладин завершил своё военное образование в войнах с халифатом Фатимидов в 60-ых годах XII века. В 1169 году он стал визирем Египта, где проводил взвешенную и осторожную политику. Как представитель суннизма Саладин не мог сильно влиять на армию Египта, где правил шиитский халиф Аль-Адид (1160—1171). Когда в сентябре 1171 года Аль-Адид умер, Саладин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади, халифа из рода Аббасидов, правившего в Багдаде. Это означало отстранение прежней линии правителей от власти. С этого времени Саладин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории султана сельджуков Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.

Саладин оживил экономику Египта, провёл реформу армии. Следуя советам отца, он, однако, всячески избегал любых конфликтов с Нур ад-Дином, своим формальным повелителем. Только после его смерти (1174) Саладин принял титул султана Египта. Он восстановил в Египте суннизм и стал основателем династии Айюбидов. Ещё на протяжении десятилетия Саладин присоединял прилегающие к своей державе земли. В 1174 году он овладел Хамой и Дамаском, в 1175 году — Халебом.
Борьба с крестоносцами

Саладин, как правитель, совершил много деяний. Однако самым известным среди них стала его борьба с крестоносцами. Эти войны нашли своё отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман Вальтера Скотта «Талисман»).

4 июля 1187 года Саладин разбил крестоносцев в битве при Хаттине, король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян, грандмастер тамплиеров Жерар де Ридфор и многие другие руководители крестоносцев попали в плен. За этот год Саладину удалось овладеть большей частью Палестины, Акрой и, после длительной осады, Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения были обращены в мечети. Но жителям были дарованы жизнь и возможность выкупить свою свободу, кроме того, Саладин гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим.

Главный оппонент крестоносцев пользовался уважением в христианской Европе за рыцарские доблести: храбрость и великодушие к противнику. Английский король Ричард I Львиное Сердце, один из главных вождей крестоносцев, стал почти другом Саладина: они отзывались друг о друге исключительно восторженно, предоставляли различные льготы подданным друг друга, виделись только один раз, во время перемирия в крестовом походе (примерно в то же время от Ричарда и ушли союзники). Умер Саладин 4 марта 1193 года от жёлтой лихорадки.
Память о Саладине в современном мире

Саладин был кумиром Саддама Хусейна, который, как и он, родился в Тикрите, на реке Тигр; при Саддаме в Ираке был культ Саладина.

Не забывают Саладина и режиссёры. Персонаж Саладина фигурирует в фильме «Царство Небесное» (2005, р. Ридли Скотт), а также в фильме «Арн: Рыцарь-тамплиер» (2007, р. Петер Флинт), где он представлен как мудрый и благородный воитель и вождь. В нашумевшей компьютерной игре «Assassin’s Creed» уличные глашатаи также упоминают имя Салах ад-Дина.

Саладин — персонаж «Божественной комедии» Данте, где показан как праведник-нехристианин, находящийся в Лимбе, самом «мягком» кругу Ада.