Власть мусульман в Иерусалиме была прервана в 1099 году, когда город завоевали крестоносцы. За 50 лет до этого персидский путешественник, посетивший Иерусалим, писал: «Город окружен каменной стеной, скрепленной известью с железными воротами. Иерусалим очень большой город. Во время моего посещения в городе насчитывалось около 20 тыс. жителей. В городе большие базары, мощеные улицы, много ремесленников».

Несмотря на то, что Иерусалим за год до этого, летом 1098 года, пережил очередную смену власти: фатимиды (династия халифов из Египта) захватили Иерусалим у сельджуков, (персидская династия тюрков, принявших ислам), и связанные с этим разрушения и невзгоды, в городе было достаточно продуктов и воды.

Однако, зная о приближении крестоносцев, запасы продовольствия были увеличены, укреплены крепостные стены и построены новые сторожевые башни. Колодцы в окрестностях Иерусалима были отравлены, посевы уничтожены, а лес вырублен, чтобы лишить крестоносцев возможности построить осадные машины. Все христиане, проживающие в городе были выселены, а евреев собрали в еврейском квартале.

Танкред и Эрминия. Т.Тассо, "0свобожденный Иерусалим". Танкред во время штурма Иерусалима вступил в бой с Аргантом, египетским посланником в этом городе. Аргант был убит, а Танкред тяжело ранен. Эрминия, дочь бывшего царя сарацин Антиоха, влюбленная в Танкреда, была приведена на место боя Вафрином, оруженосцем рыцаря. Обезумевшая от горя, она сняла с помощью Вафрина доспехи Танкреда, осмотрела его раны и перевязала своими густыми волосами, которые отрезала мечом.

Передовые отряды крестоносцев, поднявшиеся 7 июня 1099 года на гору Наби Самуэль, увидели купола церквей и стены города. Это были не те стены, которые мы можем видеть сегодня, сегодняшние были построены значительно позднее, но и то, что крестоносцы увидели, было довольно внушительным. Однако общий энтузиазм и уверенность в защите свыше были настолько велики, что особого беспокойства это не вызвало.

Христиане, жители Иерусалима, изгнанные из города, присоединились к армии крестоносцев и принесли им дополнительные сведения. Это помогло крестоносцам лучше разобраться в ситуации. Не было никакой возможности штурмовать город со стороны отвесных склонов реки Кедрон и долины Гай бен-Гееном. Единственный въезд в город с севера (со стороны сегодняшней Рамаллы) тоже был надежно защищен.

Тогда крестоносцы разделили свои силы: часть армии стала у Дамасских ворот (шаар Шхем), другая, во главе с Танкредом, героем средневековой поэзии, стала на северо-западе от города, напротив башни Голиафа. Командир французов Раймон из Сент-Жизель вместе с Готфридом Бульонским встали на горе Сион. Все ждали чуда – Всевышний должен был открыть им Иерусалим.

После 5-дневной подготовки, проходившей в стычках с мусульманами, защитниками города, крестоносцы приняли решение атаковать Иерусалим с севера, со стороны въезда в город. Но в армии не нашлось никакого специального оборудования для взятия крепостных стен! Только у Танкреда была заготовлена лестница, и он первым взобрался на крепостную стену.

Мусульмане без труда сломили эту атаку, и армия крестоносцев вынуждена была отступить. На совете решили держать осаду обычным способом, хотя шансы на успех были минимальные. Неожиданно нашёлся большой запас древесины, которую спрятали защитники города. Но радость оказалась преждевременной. Во всей армии не нашлось ни одного плотника, умеющего строить осадные машины. Тем временем положение атакующих стало ухудшаться. Кончались запасы воды, и они начали собирать утреннюю росу.

17 июня в армию крестоносцев пришло радостное известие: в Яффский порт пришел флот из Генуи. Среди прибывших были специалисты, которые немедленно приступили к строительству осадных башен. Вскоре три осадные башни возвышались над стенами города. Они были защищены металлическими щитами и кожами, вымоченными в уксусе, предохраняющем башни от греческого огня. По случаю окончания строительства был объявлен 3-дневный пост, после которого началось торжественное шествие вдоль крепостных стен.

Крестоносцы шли под палящими лучами солнца босиком с непокрытыми головами. Возглавляли шествие священники с хоругвями и картинами святых. Удивленные мусульмане наблюдали со стен за происходящим, всячески насмехаясь, время от времени, пуская стрелы в сторону странной процессии. Но и на этот раз чуда не произошло, не помогли ни хоругви, ни картины с ликами святых.

14 июня на рассвете, под прикрытием воинов, осадные башни приблизили к стене. Начался бой. Он продолжался весь день. К вечеру пострадала осадная башня на горе Сион, позже вышли из строя и две другие башни. Атакующие вновь вынуждены были отступить.

На следующий день бой разгорелся с новой силой. В 9 часов утра, как сообщают очевидцы, в тот час, когда был распят Иисус Христос, один из атакующих сумел взобраться на стену. Готфрид Бульонский последовал за ним. Следом взобрался Танкред, и вскоре защитники города были сброшены со стены. Они начали отступать к Храмовой горе. Но преимущество было очевидным, и армия крестоносцев ворвалась в город.

Упоение победой было так велико, а обида за несостоявшееся чудо столь болезненна, что ворвавшиеся в город крестоносцы устроили невиданную резню. Кони всадников ступали по щиколотку в крови. Евреи, спрятавшиеся в синагоге, были сожжены заживо, а немногие из оставшихся в живых были проданы в рабство. Вот, что пишет участник этих событий: «Некуда было уйти от трупов. Части тел валялись повсюду, и кровь заливала землю. Ужас вызывали не только растерзанные тела, но и сами убийцы, вымазанные в крови от ступней ног до макушки».

Вскоре, около Гроба Господня собрался совет. Была прочитана благодарственная молитва, и состоялись выборы властелина города, получившего имя «Защитника Гроба Господня». Им стал знатный рыцарь Готфрид Бульонский. В последствии его брат Болдуин Лотарингский был объявлен первым Королем Иерусалимского королевства.

Какие преимущества были у Готфрида и его брата по сравнению с другими, трудно сказать, но есть одна деталь, неожиданно проливающая свет на это событие. Их общий предок, славный рыцарь, племянник Карла Великого, Роланд, герой французских сказаний «Песнь о Роланде» перед погребением был помещен «между крестом и филактериями».

Как известно, филактерии – слово греческое, это то же самое, что и тфилин на иврите. Оба эти слова означают амулет, в виде небольшой кожаной коробочки, в которую сложены, написанные на пергаменте тексты из ТАНАХа. О филактериях сказано: "И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими" [Втор. 6:8]. Этот религиозный обычай был принят иудаизмом еще во времена Второго Храма, но в походной сумке франкского рыцаря они выглядели по меньшей мере странно.

Кроме того, права семейства Готфрида Бульонского на трон Иерусалимского королевства были признаны более основательными потому, что согласно утверждению - он происходил из колена Биньямина, младшего сына Якова, которому при разделе земли Израильской между коленами и достался Иерусалим!

Крестоносцы объявили Иерусалим столицей Латинского государства, и вскоре жизнь в городе потекла своим обычным чередом. Три путешественника, посетившие Иерусалим в период между 1170 – 1180 г.г., оставили нам свои путевые записи. Это были: немецкий священник Теодорих, писавший на латыни, еврей Беньямин из Туделлы, названный «еврейским Марко Поло», писавший на иврите и мусульманин Али аль-Арави, изложивший свои наблюдения на арабском.

"А были ли эти трое в одном и том же городе?"– можем мы задать вопрос. Эти трое, представители трёх враждующих между собой религий, по-разному воспринимали одни и те же события, людей, памятники истории. Но их записи тем самым еще больше подтверждают многообразие и расцвет города после почти 70-летнего правления в нем крестоносцев.

Запись Иоанна из Вирцбурга еще одно тому подтверждение:: «Здесь (в Иерусалиме) есть греки, болгары, итальянцы, немцы, венгры, шотландцы, бретанцы, англичане, французы, богемцы, грузины, армяне, якобиты, сирийцы, несторианцы, индийцы, мароны и многие другие». Даже с мусульманами в то время улучшились отношения, и им было разрешено посещать святые для ислама места.

Обосновавшийся на Храмовой горе рыцарский орден тамплиеров (храмовников!) превратил мечеть Омара в Храм Господа, а мечеть Аль-Акса стала храмом Соломона. В подземных залах мечети, сохранившихся со времен разрушенного римлянами храма, тамплиеры устроили конюшни и держали там своих лошадей. Эти залы они называли «конюшнями царя Соломона».

В 1187 году Саладин (Салах ад-Дин) разгромил армию крестоносцев и изгнал их с большей части Святой земли, а ещё через 100 лет, в 1291 году власть перешла к мамлюкам.